Детские страхи

детские фобии

Детские фобии

Страх – одна из первых эмоций, которую способен испытать новорожденный (или, точнее, рождающийся ребёнок). Самая же главная задача родителей – предотвратить не страх, а появление фобии или же избавить детей от подобных тягостных, способных оказать негативное воздействие на психику патологий. (отступление автора статьи – «но это под силу только верующим родителям»).

В период от 3-х до 7 лет чувство страха возникает у ребёнка очень часто.
Многие детские страхи – это чаще всего следствие бессилия, неспособности малыша повлиять на ситуацию (например, нет ещё необходимого словарного запаса, элементарных жизненных навыков для анализа ситуации и т.д.).

Психолог   А.Д. Андреева  отмечала, что  ещё в Древней Греции знали, как  предотвратить  появление  каких — либо   детских  фобий и страхов. Даже у суровых спартанцев был обычай, что до 6 лет мальчики воспитывались лишь под материнским влиянием, впитывая её заботу, ласку, нежность, любовь.

Лишь после того начиналось суровое спартанское воспитание. И это всё давало неплохие результаты. Неспециалисту очень трудно отличить нормальную боязнь (неизбежные детские страхи) от патологических форм фобий.

К сожалению, родители спохватываются и обращаются за профессиональной помощью только тогда, когда фобии приводят к невротическим нарушениям, невротическим расстройствам, энурезу, заиканию, тикам, раздражительности, истерии, агрессивности.

Наука считает, что главной причиной фобий являются не внешние обстоятельства, а особенности психики ребёнка. Вероятность психологических страхов наиболее велика у детей впечатлительных, чувствительных, ранимых. И особенно сложна и неоднозначна ситуация, если очень впечатлителен и чувствителен мальчик, а не девочка.Так как от мальчика семья и все окружающие ожидают большой смелости,к нему и более повышенные требования. Очень важно внимание и тактичность родителей, способных поддержать, а не высмеять ребёнка.

К психологам чаще всего обращаются родители по страхам, присущим возрастному периоду от года до двух лет:
— боязнь чужих людей;
— боязнь некоторых незнакомых предметов;
— страх воды, купания;

От двух до трёх лет:
— страх разлуки с матерью;
— боязнь замкнутого пространства;
— страх определённых предметов;
— страх перед сказочными героями;
— «ночные» страхи;

От трёх дот шести лет:
— страх одиночества, боязнь, что ребёнок останется без родителей, потеряется;
— страхи, связанные с болезнями и физическими отклонениями людей;
— боязнь замкнутого пространства;
— страх перед чудовищами, роботами, монстрами;
— боязнь наказания, крика;

От шести до одиннадцати лет
— «школьная» фобия;
— страх за родителей, близких (умрут, заболеют);
— страх смерти;
— страх физического насилия;
— страх «конца света» (космических катастроф, НЛО);
— боязнь темноты, страшные сны, страх прячущихся чудовищ;
— ощущение беспомощности, необъяснимые страхи перед будущим;
— медицинские страхи (боязнь уколов, операций, заболеваний).

А сейчас выделим наиболее распространённые страхи:

Это СТРАХ ТЕМНОТЫ : данная фобия способна проявляться у ребёнка с 2-3-летнего возраста, а так же вплоть до 7-8 лет, и сохраняется почти до самой юности, а у некоторых остаётся на всю жизнь. А у детей тем
более архаическое коллективное бессознательное, которое представляет собой как бы хранилище информации, передающейся генетически из поколения в поколение, проявляется значительно ярче, чем у взрослых, то многие детские фобии бывают связаны именно с понятием темноты, вызывающей панический ужас.

Методика предопределения страха темноты заключается прежде всего в том, что родителям :
1) следует понять, что вызвало данную фобию;
2) проанализируйте ситуацию – чего на самом деле боится ребёнок: конфликтов в семье, авторитарности и деспотизма родителей, расставания с мамой или папой или излишней опёки;
3) осознав причину – постарайтесь по возможности изменить ситуацию.

Причиной детского страха темноты может также являться и чрезмерная застенчивость ребёнка, а робкого, чувствительного малыша испугать гораздо легче. Если особенно он нервничает, возбуждён после прочтения агрессивной сказки, просмотра фильма,мультфильма, который его напугал, способен появиться страх темноты.

Научиться отличать фантазию от реальности – непростая задача, с которой сталкивается каждый малыш. Поэтому устранить страх темноты в данной ситуации помогут ролевые игры.

Следующим шагом будет избавление ребёнка непосредственно от самого страха. Для этого необходимо убедить малыша в отсутствии опасности там, где он её видит, т.е. постарайтесь объяснить, что темнота вовсе не опасна, не принесёт вреда малышу. Но убеждать в этом следует не столько словами, сколько поведением.

При этом не высмеивайте малыша – это может привести к комплексу неполноценности, не воздействуйте лишь на сознание ребёнка, упрекая его в том,что он маленький и глупый. Родителям следует набраться терпения. Если ребёнок сам заговорит об испытываемом им страхе, надо внимательно и совершенно серьёзно, без неуместных замечаний, выслушать его.

Не следует отмахиваться от страха темноты, как от чего — то выдуманного. У ребёнка очень сильное воображение, и оно станет беспокоить малыша в том случае, если вы не поверите в его страхи. Для него чувство страха реально, вне зависимости от того, чего он именно боится. Поэтому малышу надо просто посочувствовать, высказать своё понимание и помочь справиться с чувством страха. Дайте ему выговориться.

Признайтесь, что боязнь темноты или безымянного и невыразимого чудовища вполне понятна и объяснима. Выслушав ребёнка, постарайтесь убедить его, что родители, будучи маленькими, чувствовали то же самое.

Расскажите, что и вы в детстве всего боялись, а затем, шутливо пожурив себя, рассмешите себя и вместе весело посмейтесь над своими, уже побеждёнными страхами. Узнайте, чего именно боится малыш. Детально опишите ему, что в вашем доме замки и окна закрыты, убедите, что никто и никогда не проникнет в ваш дом.

И не следует даже в шутку пугать ребёнка всевозможными колдунами, бабками, чудищами, чужими людьми. Постарайтесь, чтобы ребёнок не присутствовал при просмотре страшных передач, фильмов; не читайте на ночь ему страшных сказок.

Не бойтесь во время этого страха потакать его прихотям и оставляйте свет в его комнате, можно не закрывать полностью дверь в его комнату. Очень эффективны в преодолении страхов ролевые игры. Но следует учитывать специфику подобных игр.

Если ребёнок очень напуган и отказывается от игры – увлеките его процессом подготовки: подбором декораций, игрушек, созданием специальных кукол (например, из бумаги).

Во время ролевых игр можно импровизировать: возможно,невольно ребёнок откроется, выскажет всё, что его беспокоит. Главное, чтобы придуманные истории затрагивали «проблемные моменты». Например, придумайте с ребёнком сказку про трусливого мальчика (только не следует заставлять его играть главную роль сразу же – он сам должен этого захотеть).

В сюжеты игр включайте элементы реальности, с упором на положительные моменты поведения.Если ребёнок сможет поверить в себя, хотя бы мысленно победить свои страхи, то избавиться от фобии будет значительно лучше. Преодолеть страх темноты помогут и просто элементы игры; например, укладывая ребёнка спать, не выключая свет, спрячьтесь с ним вместе под одеяло, разыгрывая, что это удобная, уютная, хотя и немного тёмная норка, в которой зверушки спрятались от непогоды.

Похожие статьи  Страх — воздействие среды.

 

Детские страхи: 1 комментарий

  • 30.01.2016 в 14:59
    Permalink

    Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − пять =

Яндекс.Метрика Сайт размещается на хостинге Спринтхост